Вызовы времени: как бизнес-центры готовятся к возвращению арендаторов в сентябре

С началом осени большинство арендаторов планируют возвращать своих сотрудников в офисы. Некоторые компании будут это делать впервые после более чем годового отсутствия. Без каких мер безопасности в бизнес-центрах теперь не обойтись и какие тенденции в сфере коммерческой недвижимости, связанные с эпидемиологической обстановкой, теперь формируют «новую офисную реальность»?

Сегодня сложно представить бизнес-центр высокого класса, в котором не проводится ежедневная дезинфекция общих зон, обработка антибактериальными средствами несколько раз в день наиболее часто используемых объектов (ручек дверей, кнопок лифта, считывателей электронных карт, турникетов), где не установлены в общих зонах санитайзеры, а также не ведется постоянная дезинфекция инженерных систем, включая системы вентиляции и кондиционирования. Термометрия на входе, масочный режим и дистанция 1,5 м (в некоторых офисах международных корпораций 2 м) стали обязательными, приветствуется вакцинация. Среди сотрудников O1 Standard уже свыше 70% прошли вакцинацию от Covid-19.

Пандемия породила не только конкретные меры профилактики, но и новые тренды. Все больше арендаторов стремятся уменьшить количество подрядчиков не только в целях экономии, но и ради сокращения очных контактов и обращаются за разнообразными услугами в управляющую компанию здания, ожидая работы по принципу «одного окна». Запросы выросли как на базовые услуги, так и на дополнительный спектр работ. Для арендаторов это удобно, поскольку позволяет осуществлять контролем за ходом выполнения работ в том числе дистанционно. По той же причине растает тенденция передачи управления офисами в профессиональные управляющие компании. Так, за первый квартал текущего года количество договоров на управление офисами только в нашей компании выросло на 30%.

Многие компании за время эпидемиологических ограничений решились на частичную перепланировку офисов: создание общих, не закрепленных за конкретным сотрудником, рабочих мест, так называемых hot desks, которые можно забронировать, организация зон для командной работы, специальные переговорные комнаты для телеконференций. Это позволяет разумно распределять рабочее пространство между приходящими и постоянными сотрудниками, повышает акустический комфорт пользователей, способствует расширению социальных контактов между сотрудниками разных подразделений. Часто компаниям удобно привлекать на этот вид работ управляющую компанию, что позволит административному персоналу сконцентрироваться на других проектах и избавит от необходимости согласований с общедомовой УК каждого вида работ и доступа подрядчиков.

Новые санитарные требования привели к росту запросов на «зеленую сертификацию» офисов, и к этому тоже должны быть готовы собственники бизнес-центров. Люди и раньше задумывались об экологической безопасности своего рабочего пространства, пандемия еще больше усилила подобные требования. Помимо собственно экологической сертификации (BREEAM, LEED) есть интерес с новым стандартам, которые оценивают комфорт нахождения человека в пространстве — это системы Fitwel и WELL. В августе O1 Standard завершила проект сертификации первого здания в России по системе Fitwel.

Мы также ожидаем, что будет расти запрос на автоматизацию процессов управления и взаимодействия с арендатора с управляющей компанией. Это касается как системы подачи и обработки заявок со стороны арендаторов, так и канала обратной связи по работе бизнес-центра, развитию инфраструктуры, дополнительным услугам и тд.

В целом пандемия неизбежно влечет за собой изменения в коммуникациях с УК, такие как диджитализация внутренних процессов в бизнес-центрах и выход на прямой диалог с конечным потребителем – любым сотрудником компании-арендатора. Бизнес-центрам надо быть готовым к этому – и чем раньше, тем лучше.