Тенденции и прогнозы рынка управляющих компаний

Не успел рынок управления справиться с последствиями пандемии, как мы вновь перешли в режим неопределенности и выживания. Однако, когда эмоциональный накал пройдет, окажется, что нынешний кризис не только не перечеркнул актуальность повестки, о которой мы говорили в начале года, но даже заострил важность некоторых тенденций.

Ожидаем, что рынок управления, который в последние годы оставался инертным, ждет консолидация и ротация. Выживут те компании, которые накопили запас финансовой устойчивости, имеют стабильную команду с разносторонней экспертизой и готовы оперативно реагировать на актуальные запросы рынка.

Самым сильным трендом 2022 года будет пересмотр бюджетов на управление и сокращение костов. Кажется, что за два пандемийных года было уже оптимизировано все, что можно, но реальность ставит перед нами новые вызовы. Ситуация осложняется девальвацией рубля, нарушением цепочек поставок, неопределенностью с организацией сервисного обслуживания оборудования. Преимущество будут иметь компании с сильной экспертизой технического персонала, способные обеспечить собственникам более широкий спектр работ без привлечения сторонних подрядчиков. После того, как в пандемию компании столкнулись с нехваткой персонала, многие уже начали расширять программы подготовки собственных кадров. Но некоторые игроки пошли дальше и сфокусировались также на оптимизации всех процессов, развитии у сотрудников универсальной экспертизы, которая позволяет свободно ротировать персонал между объектами. Кажется, что наступает время пожинать плоды этих усилий.

В пандемию наметился рост количества прямых договоров на обслуживание офисов между арендаторами зданий и общедомовыми УК. Не все коллеги разделяли мою убежденность в том, что этот процесс полезен, усматривали в этом даже конфликт интересов. Полагаю, что в нынешних реалиях неизбежность этого движения очевидна. Небольшие независимые подрядчики будут уходить с рынка, поскольку в отличие от общедомовых УК не смогут обеспечить отдельным арендаторам качество и своевременность выполнения работ. Для собственников переход большего количество офисов в здании под управление общедомой УК позволит аккумулировать и сохранить полную информацию об объекте, эксплуатации систем жизнеобеспечения и оборудования, находящегося в зоне ответственности арендатора. Учитывая неопределённость с поставками запчастей и материалов, эта информация особенно важна для сохранения работоспособности и безопасности всего объекта.

Несмотря на очевидное желание срезать весь «жир» и заморозить инвестиции в развитие, рынок УК нуждается в качественных IT-продуктах, которые позволят автоматизировать отдельные функции, повысить эффективность и прозрачность процессов. Помимо операционных IT-решений будут востребованы B2c продукты, улучшающие опыт нахождения в здании конечного пользователя. Это будет тем более важно, если мы увидим рост вакансии и появление реальной конкуренции зданий между собой.

В целом, качество работы управляющей компании входит в топ-5 ключевых факторов лояльности арендаторов. В отличие от локации, возраста здания и дизайна, фактор управляющей компании вариативен и поддается влиянию со стороны собственника. В ситуации роста конкуренции между зданиями, будет расти и конкуренция между компаниями, которые их обслуживают. В последний год мы жили в ситуации дефицита предложения офисов, когда ключевым фактором принятия решений являлось наличие свободной площади в здании. Пока мы не можем прогнозировать, увидим ли мы высвобождение площадей, но девелоперы уже заявляют об отказе от спекулятивного строительства, следовательно, как минимум объемы нового ввода останутся ограниченными. В этих условиях УК как никогда раньше должны задуматься о том, какую добавленную ценность они несут для своих клиентов.

Дмитрий Свешников, управляющий директор O1 Standard

Источник: arendator.ru